Пчелы в мировой культуре

Речь о китайской провинции Сычуань. Разумеется, пчёлы вымерли не во всей провинции, занимающей площадь 491 146 км?. В провинции Сычуань насчитывается более 1 млн пчелосемей, этот регион производит очень много пчелопродуктов — не только мёда, но и маточного молочка, пыльцы, воска и прополиса. Интенсивное земледелие с использованием химических средств защиты растений практически уничтожило полезных насекомых в горном уезде Маосянь. Яблони здесь опыляют не пчёлы, а люди. Пчеловоды не спешат привозить сюда мобильные пасеки. Фермеры готовы платить деньги за опыление, но единого графика применения химикатов в районе нет и риск потери улья слишком высок. Первые из истинных перепончатокрылых были найдены в отложениях юрского периода, т.е. около 150 млн. лет назад. Исследуя древних обитателей земли, найденных в балтийских янтарях, Л. Армбустер (1939) нашёл и описал целый ряд ископаемых пчёл, возраст которых составляет 40 млн. лет. Таким образом, можно считать появление пчёл на земле в промежутке 40 — 80 млн. лет. Родиной медоносной пчелы считают Южную Азию. Эта общепринятая точка зрения основана на том, что и теперь в Южной Индии, на Цейлоне и в других местах Южной Азии из четырех ныне существующих видов пчел рода Apis широко распространены три вида — большая индийская, малая и средняя индийская. Богатство видового состава, несомненно, подтверждает, что это их родина. Как известно, ученые-систематики в основу определения центров происхождения того или другого рода животных и растений всегда ставят сосредоточение разных видов на местности. Как полагают ученые, из Южной Индии пчелы проникли сначала на Ближний Восток, затем в Египет. Отсюда, расселяясь по северному побережью Африки, достигли Атлантики. Без труда перелетев через Гибралтарский пролив, они попали на Пиренейский полуостров. Дальнейший путь привел пчел в Центральную Европу. Оттуда они и пришли в нашу страну. Этот очень длинный и сложный путь по Азии, Африке и Европе медоносные пчелы проделали более миллиона лет назад. Большую часть мира они заселили задолго до ледникового периода.


Медоносные пчелы не могли попасть в Америку, Австралию, Новую Зеландию, Мексику. Преградой стал океан, который они не могли преодолеть. Заселение пчелами этих районов мира принадлежит человеку. На Американский континент медоносных пчел на парусных судах привезли европейцы в XVII веке не только из Англии и Голландии, но и из России через Аляску по Тихоокеанскому побережью Северной Америки. В том же столетии испанские переселенцы доставили пчел в Мексику. Во время великих географических открытий они были завезены в Австралию и Новую Зеландию. В Америке у племени майя был бог пчел Ах-музекаб, изображения которого находят на настенных украшениях архитектурных памятников. Индейцы майя поклонялись и другим богам, считавшимся покровителями пчел. Они принимали все меры предосторожности, чтобы не причинять вреда пчелам при работе с ними, и, если пчела погибала, они даже заворачивали ее в листок и хоронили. Из воска готовили свечи, которые использовали в качестве приношения богам. В поговорке латиноамериканских народов говориться, что пчелу создали ангелы. Согласно преданию, великий дух Маниту создал пчел из людей племени индейцев, которые отличались большим трудолюбием, а ленивых превратил в мух.


Мёд упоминается несколько раз в священных книгах Древней Индии, Ведах, относящихся к периоду около 2000 — 3000 лет до н.э. В Древнем Китае мёд упоминается в книге песен Ши-цзин, написанной в VI веке до н.э. В соответствии с китайской медициной мёд воздействует по принципу элемента земли, действуя в основном на желудок и селезёнку. Он имеет мужское начало ян, оказывая эффект на меридиан тройного обогревателя (Шаоян). В Древнем Египте поклонялись богине Маат. Пчелы были одним из символов Маат. Воск использовали для создания статуэток богини и ее солнечного отца — бога Ра. Пчелы, появившиеся из слез бога Ра, ставшие символом самой? великой? богини, производящие чудодейственный? воск – мягкии? и податливыи? под руками ваятеля материал, – на века связали небесное и земное. В Древнем Египте мед был важной сладостью и изображался на многих настенных росписях. В папирусе Эберса, описание меда содержится в 147 рецептах для наружного применения. Кроме того, в соответствии с папирусом Смита, он использовался для заживления ран: «Тебе следует перевязать (рану), положив на нее свежее мясо в первый день (и) затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления». Помимо этого, история меда в этой стране тесно переплетена с ритуалом смерти. Древние жрецы использовали его в качестве одного из ингредиентов для бальзамирования мумий. В XII в. до н. э. фараон Рамзес III пожертвовал Хапи, богу Нила, пятнадцать тонн меда. За медом и воском диких пчел египтяне отправлялись далеко в пустыню. Сборщики меда сколачивали что-то наподобие артелеи?. Иногда, чтобы защитить их от набегов соседних племен, власти выделяли лучников, сопровождавших их в дальнем походе. Впрочем, египтяне разводили пчел и в своих садах в долине Нила. Ульями служили большие глиняные кувшины. Собранныи? мед хранили в других сосудах – каменных. Таким образом, нектар был одним из самых дорогих товаров на египетском рынке. Купить его могли лишь обеспеченные люди, остальным же приходилось самостоятельно охотиться на диких пчел.


В древнегреческой мифологии слово «амброзия» означало пищу или напиток богов. Античный мир относился к меду как к пище олимпийских небожителей. В законе Солона (640 – 558 гг. до н. э.) пчелы брались под защиту, предусматривался порядок постановки пасек на медоносах при кочевке, когда пасеки одна от другой не должны были располагаться ближе 100 м. Здесь уже существовал улей (корзиночный, гончарный, дощатый), формировались отводки. Гесиод (VIII в. до н. э.) сообщает, что во многих районах греки водят пчел в плетеных ульях и знают назначение матки, трутня и рабочей пчелы. Наиболее подробно о жизни пчел, уходе за ними и особенностях разведения написал Аристотель (IV в. до н. э.) в своей книге «История животных». Гиппократ говорит о лечебных свойствах мёда: «…очищает раны и язвы, смягчает глубокие язвы на губах, заживляет карбункулы и гнойные раны».
В римском праве мед пчелы находились под охраной закона. Никто не мог вредить ульям пасечника, а уж тем более забирать их. Исключением были лишь те случаи, когда рабочие пчелы покидали родной дом и отправлялись искать новую колонию. Тогда по закону они считались ничейными, и любой пчеловод мог приютить их у себя. Мед был очень ценным товаром на римском рынке. Он использовался для приготовления блюд, ароматических средств и даже в медицине. Было время, когда его использовали в качестве дополнительной валюты. Мёд много раз упоминается такими авторами, как Вергилий, Варрон и Плиний. Особое место занимают Георгики Вергилия, которые являются классическим детализированным описанием того, как производится мёд. Во времена Юлия Цезаря мёд заменял золото при расчётах. В первом веке н.э. Апикус, богатый римский гурман, написал серию книг, в которых мёд содержался в более чем половине рецептов.


Несмотря на то, что «пчела» упоминается в текстах Библии редко, присутствие ее можно обнаружить и опосредованно. Во-первых, в Писании многократно повторяется слово «мед», ставшее даже частью идиомы, характеризующей Землю обетованную, – «страна, текущая молоком и медом». Во-вторых, такое важное для человека насекомое не могло не повлиять на библейскую ономастику, и в результате имя Двора (пчела) присваивается одному из самых ярких библейских персонажей – единственной женщине-судье, пророчице и воительнице, впоследствии став распространенным именем у разных народов. В не вошедшем в канонический текст продолжении 8-го стиха 6-ой главы Притч Соломоновых: «Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена».
В Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова: «Мала пчела среди летающих, но плод ее – источник сладостей». В Новом Завете о мёде также упомянуто «Ешь мёд, сын мой, потому что он приятен». В день воскрешения Христа и его появления перед апостолами Христос ел пищу, чтобы показать апостолам, что он действительно воскрес, а не является духом или видением: «Когда же от радости ещё не верили и дивились, он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали ему часть печеной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» (Лука, 24 глава, 41-43). Данные тезы сильно повлияли на формирование системы символических значений пчелы в бестиарной литературе, где пчела отождествляется с правдой, справедливостью, Божественной искрой и стремлением к праведной жизни.
Подобное отношение к пчеле мы видим и в Коране, где 16-я сура, так и называющаяся – «Пчёлы», является, по сути, изложением нравоучительных идей Притч Соломоновых: «И внушил Господь твой пчеле: «Устраивай в горах дома, и на деревьях, и в том, что они строят; потом питайся всякими плодами и ходи по путям Господа твоего со смирением». Выходит, из внутренностей их питье разного цвета, в котором лечение для людей. Поистине, в этом — знамение для людей, которые размышляют!».
Среди славян пчела — насекомое, пользующееся особым почитанием. Пчелу воспринимали как Божью тварь, называли Божьей угодницей, Божьей мудростью и наделяли святостью. Считалось, что пчела жалит только грешника. В улей с пчелами никогда не бьет гром. Пчелы обязаны Богу самим своим происхождением, в отличие от шмелей, шершней или ос, которых сотворил дьявол, соперничавший с Богом.
Биологи говорят, что «человек — самое выдающееся достижение пчел». В этой шутке скрыт большой смысл происхождения всего животного мира. Ученые считают, что насекомые-опылители создали современный удивительно многообразный мир цветковых растений, а растения прямо или косвенно — пища для всех. Безусловно, растения способствовали эволюции жизни. Насекомые-опылители — важное звено не только экологической, но и экономической цепочки. Около 75% всех глобально важных культур зависят от своевременного переноса пыльцы, а дополнительный урожай, полученный в результате опыления сельскохозяйственных растений, прибавляет 9% к ежегодному мировому производству опыляемых культур. На благо этого процесса работают более 20 тысяч опылителей — бабочек, мух, жуков и некоторых птиц. За сотни миллионов лет разнообразные виды пчел сыграли свою решающую роль.


Максим Витальевич Герасимов, доктор исторических наук, Иркутская область

© www.rnsp.su 2019