Попаси, Зосим Соловецкий, пчелок стаями, роями, густыми медами

Вот и пчельник деда Клима: Хатка, садик и прудок —

И угодника Зосима над калиткой образок...

В XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня. 

Соловецкий архипелаг расположен в юго-западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и более ста мелких островов. Административно, Соловки - это Архангельская область и не входят в состав Карелии, но самый короткий путь к ним - с карельского берега, через города Кемь и Беломорск.

На Соловецких островах насчитывается более 170 памятников археологии, истории и архитектуры. Самые известные - неолитические святилища, стоянки древних рыбаков и охотников, средневековые саамские могильники, каменные лабиринты первого тысячелетия до н. э. и самый знаменитый, на самом большом острове Архипелага - Соловецкий Спассо-Преображенский мужской монастырь. Самые значимые и привлекательные достопримечательности Большого Соловецкого острова: Соловецкий кремль, Трапезный комплекс (Трапезная и Келарская палата, Успенская церковь), Спассо-Преображенский собор, Надвратная Благовещенская церковь, Филипповская церковь, Никольская церковь, Троицкий собор, Вознесенская церковь и гора Секирная, ботанический сад, «переговорный камень», каналы и Чёрная речка, Савватьево, Филипповские садки, мыс Белужий, дельфинарий. До Соловецких островов добраться можно из города Кемь на теплоходе.

В одной из молитв преподобному Зосиме, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия, угодников Соловецких, в далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в посохе матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Бог посылал Зосиму и Савватия принести «божью работницу» из земли Египетской, страны идольской, из пещеры. Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. «Рой роится — Зосима — Савва — веселится»; «Что у пчелы в соту, то Зосима — Савва — дали» — говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю «пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают». Ко дню преподобного Зосимы приурочивалась выставка пчел из зимовников, а в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду. К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: «Божию помощью и преподобного Зосимы»

На каждом пчельнике, как правило, находилась икона соловецких святых. Пчеловодство считалось делом, которое требует праведной жизни и нравственной чистоты. Зосима и Савватий помогают только благочестивым людям.

Пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения. Еще есть обычай в этот день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел. Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, были, прежде всего, училищами благочестия, и в то же время рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей. «Зосимой» называли и улей с иконой этих преподобных. В. В. Иванов и В. Н. Топоров считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее культами пчелиного бога, подлинное имя которого утрачено» у славян, и в частности у русских. Вместе с тем этот образ отождествлен народом с конкретными историческими лицами. Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. После продолжительного пребывания в обители, в поисках «безмолвного» жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако он здесь также не находит удовлетворения и ищет уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей Савватий узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, ранее бывавшим на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429 г. приезжают на Соловки. Подвижники поселились около горы Секирной, поставили крест и келию и прожили на пустынном острове шесть лет. После отъезда Германа на Онегу Савватий почувствовал себя плохо и переправился на Карельский берег, где вскоре умер в деревне Сороки 27 сентября 1435 г.

Преподобный Зосима — сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватий, их жизни на Соловецких островах. В 1436 г. Зосима вместе с Германом отправились на Соловки. Вскоре вокруг них собрались последователи. В 1452 г. образовавшаяся община выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1465 г. он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Зосима умер в 1478 г. В 1547 г. Зосима и Савватий канонизированы Собором и причислены к лику святых. В хозяйственной деятельности организованного Соловецкого монастыря, судя по имеющимся материалам, пчеловодство в XV — XVI вв. отсутствовало. Патерик Соловецкий, XVII в., описывая жизнь первых монахов-поселенцев, указывает, что они «тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом, иногда же землю копаху мотыгами, иногда же древеса на устои монастыря заготовляху и воду от моря черпаху, и даяху торженникам на куплю, и взимаху от них всяко орудия на потребу монастырскую, и во прочих делах тружахуся и рыбную ловитву творяху и тако от своих потов и трудов кормяхуся». Согласно описи 1549 г., в обители были три скромные деревянные церкви, скотный двор, три соляные варницы, три мельницы, рыболовные тони, двадцать судов. Наибольший расцвет Соловецкого монастыря пришелся на середину XVII в. К этому времени он, по словам патриарха Никона, становится третьим по значению на Руси и «великой царской крепостью». О пчеловодстве нет упоминаний и в актах Соловецкого монастыря за XV — XVI столетия. Необходимые продукты закупались на стороне. Так, в государевой грамоте от 29 января 1559 г. № 241  записано: «От царя и великого князя Ивана Васильевича ...Прислал к нам бити челом Соловецкого монастыря игумен Филип з братьею монастырского слугу Трофимку Моисеева, а сказывает: Надобе деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год... по двести пуд меду... и воску» ...Однако в XIX веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб которого сохранился до настоящего дня. Хотя Е. Каратыгин пишет, что преподобные Зосима и Савватий «учили вести пчеловодство на дальнем севере, в Соловецком монастыре», сведений об этом нет. Да и вряд ли это было возможно в период освоения незаселенных Соловецких островов, которые использовались до этого лишь местными рыбаками как временная перевалочная база. Основным богатством Соловецкого монастыря с момента его создания и на протяжении всего времени существования были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. Мед, воск поступали в XV — XVII вв. в основном из Новгорода и Вологды, где существовали крупные подворья этого монастыря. В своем высказывании Е. Каратыгин повторил бытовавшие в народе представления о роли этих святых в развитии пчеловодства. К этой же мысли приходит и известный отечественный историк Н. Костомаров: «Соловецкий монастырь всегда отличался богатством и гостеприимством к многочисленным богомольцам, стекавшимся в него ежегодно со всех концов России. Имена Савватия и Зосимы сделались одними из особенно известных и уважаемых. Неизвестно почему в народном благочестии оба эти святые считались покровителями пчеловодства». Не установил связи святых с пчеловодством и известный специалист отрасли С. А. Розов. Он считал, что объявление преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства произошло во время правления царя Алексея Михайловича.

В это время имелись и объективные причины в необходимости появления покровителей пчеловодства. В XVII в. на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства, где гнезда разбросаны на значительном расстоянии друг от друга, к скоплению их на ограниченном участке пасеки потребовал не только изменения отдельных приемов пчеловождения, но и увеличил угрозу заболеваний, массовой гибели пчел. Уверенность, психологическую поддержку народ искал, прежде всего, в образах святых, и, вероятно, этот момент и определил широкое признание преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства. XVII в. является эпохой реформы патриарха Никона, когда было проведено сличение и устранены накопившиеся за многие столетия разногласия в западном и восточном православии. От работающих над исправлениями не могло укрыться, что у западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. Сравнительно недавно при раскопке старой болгарской столицы в Тырнове была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу XIV в., с текстом молитвы-заговора на одной стороне, обращенного к этим святым: «Увидел святой Зосима пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает — в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: Здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от имени святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети... при Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима... умножи... благо...». Православный календарь в отношении личности Пахомия не оставляет никаких сомнений. Ко времени написания текста этой молитвы на табличке был известен преподобный Пахомий Великий (292—348/349 г.), празднование дня которого отмечается 15(28) мая. Преподобный Пахомий в молодости служил в войсках императора Константина на территории Египта. В 315 г. он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню, где проводит 10 лет. В 325 г. на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого возникают еще пять других, в том числе один женский, управляемый его сестрой. Преподобный Пахомий, осуществляя общее руководство этими монастырями, впервые формулирует устав келлиотского монастыря на основе завета апостола Павла: «Кто не работает, тот не должен есть». Конечно, как первые, так и последующие монастырские хозяйства, живущие по келлиотскому уставу, должны были иметь пасеки, учитывая необходимость обеспечения себя воском для свечей. Возможно, они и были созданы Пахомием при монастырях, учитывая традиционность пчеловодства в Египте. Значительно труднее установить личность Зосимы, покровителя пчел. Его имя упоминается в православном календаре девять раз и относится к различным лицам, жившим во II—VII вв. Наиболее вероятно, речь идет о преподобном мученике Зосиме (III и IV вв.), день которого церковь отмечает 4(17) января. Во всяком случае, народный месяцеслов эту дату также связывает с Зосимой — покровителем пчеловодства. Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, произошло не ранее XI —XII вв., после разделения церкви на православную и католическую в XI в. Оно происходило самостоятельно в различных странах. У многих народов Европы, исповедующих католицизм, покровителем пчеловодства являются святой Амвросий (Амбросий) — епископ Медиолана (Милана), живший в 340— 397 гг.; в Ирландии — настоятельница монастыря святая Гобнета (Е. Крейн, 1983), а в православной Грузии чтили святого Георгия. Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми происходил постепенно в различных странах. На территории России такими покровителями в XVII в. стали местные святые Зосима и Савватий, вытеснившие ранее существовавших у западных славян покровителей Зосиму и Пахомия. При этом сохранились первое имя и число святых. Следует отметить аналогию в лице покровителей коневодства в России — святых Флора и Лавра. На выбор преподобных Зосимы и Савватия в качестве покровителей пчеловодства в нашей стране оказал большое влияние не только расцвет Соловецкого монастыря в XVII в., но и поразительный для народа факт возможности содержания пчел на севере страны. Очевидно, впервые эта идея была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и в свое время жил Савватий. Совпадения дат памяти этих святых в православном календаре с необходимыми в северных широтах приемами выставки и постановки семей пчел в зимовники как бы подтверждали значимость святых Зосимы и Савватя как покровителей пчеловодства. Зосима-пчельник, в народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зосимой - игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом.

Русский народ свято чтит память Соловецких чудотворцев; они особо почитаются как Покровители Пчеловодства. 

© www.rnsp.su 2018