Заповедные места

Заповедные места

Бортевые ухожия выполняли еще одну важную роль - они были своеобразными заказниками, где сохранялся весь природный комплекс. В настоящее время диких пчел в дупле можно встретить очень редко. Даже в государственных заказниках и заповедниках их численность не возрастает, а сокращается. Это связано с санитарными рубками, во время которых в первую очередь вырубаются дуплистые деревья, которые могли бы дать убежище пчелам.

Со времен Киевской Руси и образования Московского государства мед и воск играли огромную роль в экономике народа и являлись важнейшими продуктами внутренней и внешней торговли. Бортничество становится специальным промыслом многих людей, даже появляется промысловое сословие бортников.

 

В Сборнике законов Киевской Руси «Русской правде» Ярослава Мудрого бортничеству были посвящены отдельные статьи. С нарушителей закона взимался большой штраф. За уничтожение княжеской борти бралось три гривны штрафа, а крестьянской - две гривны. Три гривны в то время стоила одна лошадь и девять овец; плата должнику, поступившему к заимодавцу для расплаты личным трудом, составляла всего полгривны в год. За нарушение бортной межи брали штраф в 12 гривен. Основы охраны бортного пчеловодства изложены так же в Новгородской летописи (1016 г.) и в Псковской Судной Грамоте (1397). Аналогичные статьи были и в «Московском Судебнике» (1550) Ивана Грозного, и в «Уложении» (1649) Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче была произведена первая перепись бортей в казенных лесах. Период с 10 до начала 17 века характеризуется расцветом бортничества на Руси. Постепенно с ростом населения и развитием сельского хозяйства и промышленности начали вырубаться леса, и возникла необходимость охраны бортей. Бортники стали выпиливать из деревьев дупла с пчелами и переносить их поближе к дому на специально расчищенный от леса (просеченный) участок, который назывался пасекой. Постепенно люди научились сами изготовлять жилище для пчел - колоды и дуплянки. Из толстого кряжа не менее 0.7 метра в диаметре и длиной до 1.5 метров выдалбливали внутреннюю часть дерева. Боковое отверстие закрывалось должеей с летковыми отверстиями. Сверху дупла для крепления сотов устанавливали «кресты» и закрывали верхней должеей и берестой. Колоды устанавливали на землю вертикально (стояки) или горизонтально (лежаки). В старинной рукописи, датированной 1525 годом Павел Иовий Новокомский - знаменитый историк того времени писал «... в московской земле самая верная жатва получается от воску и меду. Ибо вся страна преисполнена весьма плодовитыми пчелами, которые изготовляют превосходный мед. ... по лесам и весьма густым рощам можно неоднократно видеть многотысячные рои висящих на ветках деревьев пчел. Часто находят огромное количество сотов, скрытых в деревах, и старый мед, покинутый пчелами ... в удивительной толщине древесных пней находят иногда превеликие озера меду». До появления сахара мед был единственным сладким продуктом для человека. Воск широко применялся в домашнем хозяйстве для освещения и совершения религиозных обрядов (особенно после принятия христианства). Пчеловодством в это время занимались почти все крестьяне. Так, по сообщению А.С. Дембовецкого, в начале 17 века редкий крестьянин Могилевской губернии не получал от 2 до 5 пудов сотового меда. По отчету инвентарного комитета и инвентарей помещичьих имений в 1846 году в Минской губернии насчитывалось 117 тыс. ульев, в том числе у помещичьих крестьян 80320, а у казенных - 12400 ульев. На крестьянский двор приходилось более одного улья, а в Мозырском и Бобруйском уездах - боле двух ульев. С колоды получали 10-12 фунтов, а с отдельных до 1.5 пудов меда. Мед продавали по 3- 5 рублей серебром за пуд, воск - 12-20 рублей. Осмотры пчел проводили два раза в год: первый - непременно в день Благовещенья (25 марта/ 7 апреля), этот осмотр назывался веснованием. Подрезались излишки меда. Второй осмотр в конце сентября - подглядыванье или подбиранье - проводили основной сбор меда.

© www.rnsp.su 2018